Система корпоративного управления
Значительная эффективная деятельность АО «Самрук-Энерго» обусловлена правильно выстроенными процессами корпоративного управления на каждом из соответствующих уровней, которые обеспечивают прозрачность, контроль и разграничение полномочий, а также своевременное реагирование на возникающие риски.
В соответствии с лучшими мировыми практиками, мы нацелены на непрерывное совершенствование системы
корпоративного управления в целях обеспечения надежной системы внутреннего контроля, эффективного управления
рисками, а также создания облегченного доступа к внешнему капиталу и улучшения репутации.
Система корпоративного управления Компании представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих
управление и контроль за деятельностью всей Группы компаний АО «Самрук-Энерго», включая систему
взаимоотношений между исполнительным органом, Советом директоров, акционерами и заинтересованными сторонами, и
направлена на рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие. Совет директоров также периодически
рассматривает вопросы повышения эффективности указанной системы взаимоотношений. Компетенция органов и порядок
принятия решений четко определены и закреплены в Уставе.
Система корпоративного управления обеспечивает:
- соблюдение иерархии порядка рассмотрения вопросов и принятия решений;
- четкое разграничение полномочий и ответственности между органами, должностными лицами и работниками;
- своевременное и качественное принятие решений органами АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО;
- эффективность процессов в деятельности АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО;
- соответствие законодательству, Кодексу корпоративного управления и внутренним документам АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО.
В АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО утверждены положения об органах управления, исполнительных органах, структурных
подразделениях и должностные инструкции для соответствующих позиций. Соблюдение положений данных документов
обеспечивает системность и последовательность процессов корпоративного управления.
Основополагающими внутренними документами Компании в области корпоративного управления являются:
- Кодекс корпоративного управления АО «Самрук-Қазына»;
- Дорожная карта по по совершенствованию системы управления устойчивым развитием АО «Самрук-Энерго».
Основные политики АО «Самрук-Энерго» в сфере корпоративного управления:
Документ |
Дата вступления в силу последней версии |
---|---|
Устав АО «Самрук-Энерго» | 26.01.2023 г. |
Кодекс корпоративного управления | 10.11.2023 г. |
Кодекс поведения | 25.12.2023 г. |
Положение о Совете директоров | 24.02.2020 г. |
Положение о Комитете по стратегическому планированию Совета директоров | 14.07.2022 г. |
Положение о Комитете по аудиту Совета директоров | 25.05.2018 г. |
Положение о Комитете по назначениям и вознаграждениям Совета директоров | 25.05.2018 г. |
Положение о Комитете по безопасности, охране труда и защите окружающей среды Совета директоров | 14.07.2022 г. |
Политика по повышению квалификации и привлечению внешних экспертов членами Совета директоров | 24.03.2011 г. |
Положение о Корпоративном Секретаре | 27.12.2021 г. |
Положение о Правлении | 23.08.2019 г. |
Положение о Комитете по рискам | 16.07.2018 г. |
Положение о Комитете по производственной безопасности, охране труда и защите окружающей среды Правления | 25.06.2018 г. |
Положение о Комитете по планированию и оценке деятельности | 19.06.2014 г. |
Положение о Кредитном комитете | 13.08.2018 г. |
Политика управления рисками | 26.05.2014 г. |
Политика корпоративной системы менеджмента | 26.02.2024 г. |
Политика противодействия мошенничеству и коррупции | 28.09.2018 г. |
Исполнительные органы АО «Самрук-Энерго» и его ДЗО взаимодействуют в духе сотрудничества, чтобы обеспечить
достаточную амбициозность и реалистичность планов развития и мероприятий компаний, которые направляются на
утверждение Cоветам директоров компаний.
Исполнительный орган АО «Самрук-Энерго» поддерживает постоянный диалог с исполнительными органами ДЗО по
вопросам стратегии и устойчивого развития.
Для полной реализации своей миссии и удовлетворения требований акционера и других заинтересованных сторон
(ДЗО, работников, партнеров и др.) Компанией разработана и поддерживается в рабочем состоянии система
управления дочерними и зависимыми организациями АО «Самрук-Энерго».
АО «Самрук-Энерго» участвует в управлении компаниями посредством реализации функций акционера (участника), а
также через Совет директоров в порядке, определенном уставами компаний и Кодексом корпоративного управления.
Советы директоров компаний обладают полной самостоятельностью в принятии решений в рамках своей компетенции,
установленной уставами компаний.
Позиция АО «Самрук-Энерго» по отдельным вопросам доводится через представителей АО «Самрук-Энерго» в Совете
директоров компании.
АО «Самрук-Энерго» формирует единую политику в отношении группы компаний и утверждает методические
рекомендации и корпоративные стандарты для ДЗО. Такие направления включают вопросы управления человеческими
ресурсами, информационными технологиями, инвестициями, рисками, корпоративного управления, планирования,
экономики и финансов.
Целями системы управления активами являются:
- соблюдение иерархии порядка рассмотрения вопросов и принятия решений;
- своевременное принятие решений корпоративными органами группы компаний АО «Самрук-Энерго»;
- повышение управляемости процессов для органов ДЗО;
- повышение рейтинга соответствия уровня корпоративного управления ДЗО лучшей мировой практике.
При этом приоритетными инструментами управления дочерними и зависимыми организациями АО «Самрук-Энерго» являются:
- повышение уровня корпоративного управления ДЗО за счет формирования профессиональных Советов директоров/Наблюдательных советов, обеспечения результативности деятельности Советов директоров/Наблюдательных советов и руководителей ДЗО;
- обеспечение эффективного руководства ДЗО путем определения стратегических целей (КПД) ДЗО, мониторинга и оценки эффективности исполнения Стратегии развития и Плана развития ДЗО;
- формирование единых политик, корпоративных стандартов и методических рекомендаций для обеспечения единых подходов по ключевым вопросам по группе компаний АО «Самрук-Энерго», продвижения лучших практик управления и текущей деятельности в ДЗО;
- оказание поддержки и экспертизы деятельности ДЗО с соблюдением действующих принципов корпоративного управления и в пределах компетенций Компании для внедрения политик, стандартов и методических рекомендаций, наращивания компетенций, улучшения результатов деятельности и/или решения проблемных вопросов ДЗО;
- продвижение интересов Группы компаний АО «Самрук-Энерго» и отдельных ДЗО с целью достижения стратегических целей Компании, увеличения стоимости инвестиционного портфеля группы компаний АО «Самрук-Энерго» по таким вопросам, как взаимодействие с государственными органами, антимонопольное регулирование, тарифная политика, привлечение инвесторов и т.д.;
- поиск и реализация бизнес-синергии для достижения синергетического эффекта на уровне Группы компаний АО «Самрук-Энерго» путем поиска и предложения возможностей для сотрудничества между ДЗО, например, за счет дополняющих видов деятельности, создания сервисных фабрик, общих центров обслуживания, с целью оптимизации затрат, внедрения новых функциональных стандартов и т.д.
Управление организациями осуществляется органами организаций в соответствии с компетенциями и порядком,
определенными уставом организации. Данный принцип распространяется и на организации с несколькими акционерами
(участниками).
Управление портфелем активов и пакетом акций (долей участия), а также постоянное совершенствование системы
управления активами в Группе компаний АО «Самрук-Энерго» осуществляется в рамках плана развития
АО «Самрук-Энерго».
Вопросы, связанные с разработкой и реализацией плана развития, рассматриваются с периодичностью, определяемой
Советом директоров, но не реже одного раза в год, исключительно на очных заседаниях Совета директоров. Совет
директоров внедряет систему раннего выявления и своевременного реагирования на изменения конъюнктуры
внутреннего и внешнего рынка, а также на ситуации форс-мажора.
Все органы, должностные лица и работники Группы компаний АО «Самрук-Энерго» действуют и принимают решения в
соответствии с планом развития и уставом. План развития представляет собой долгосрочный документ, определяющий
видение, миссию, цели, задачи, стратегические направления и ключевые показатели деятельности на среднесрочный
период.
План развития АО «Самрук-Энерго» содержит цели, задачи и направления развития АО «Самрук-Энерго» и компаний,
входящих в его группу, включая цели, задачи и показатели в части устойчивого развития.
В рамках плана развития Советом директоров определяются долгосрочные цели, которые отвечают следующим
критериям: быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными, с заданными сроками достижения. Оценка
достижения стратегических целей определяется посредством долгосрочных КПД.
В процессе разработки и мониторинга реализации Плана развития Совет директоров и исполнительный орган проводят
стратегические сессии, в ходе которых обсуждаются основные направления деятельности, задачи, проблемные
вопросы, риски, корректирующие меры.
При разработке Плана развития проводятся консультации с ключевыми заинтересованными лицами, в частности,
крупными акционерами, основными бизнес-партнерами и заинтересованными государственными органами.
Организационная структура АО «Самрук-Энерго» на 31.12.2023 года
Решением Совета директоров от 27 июля 2023 года (протокол №09/23) в новой редакции утверждена организационная структура АО «Самрук-Энерго»: введены должности Главного директора по инвестициям, Со-главного директора по инвестициям, Управляющего директора по Правовому Сопровождению и Управлению Активами. В целях повышения эффективности деятельности Компании, а также с учетом текущих производственных потребностей Компании, осуществлена перегруппировка, вследствие чего введены следующие должности и преобразованы структурные подразделения:
- Должность Управляющего директора по Производству и Управлению Активами переименована в должность Управляющего директора по Производству;
- Должность Управляющего директора по Развитию, Продажам и Изменениям переименована в должность Управляющего директора по GR, Развитию и IT;
- Должность Управляющего директора по Правовому Сопровождению, Обеспечению и Рискам переименована в должность Управляющего директора по Обеспечению и Рискам;
- Департамент «Производственная Эффективность» переименован в Департамент «Энергоэффективность, Инновационное Развитие и Экологическая Безопасность»;
- Департамент «Управление Портфелем Проектов» переименован в Проектный Офис;
- Cозданы Департамент «GR и законодательные инициативы», Департамент «Анализ и развитие рынка», Департамент «IT и бизнес архитектура» путем реорганизации Департамента «Энергопереход и Цифровизация» и Департамента «Развитие Рынка и Продажи»;
- Cоздан Департамент «Управление Активами» путем передачи функционала по реорганизации и реализации активов из Блока;
- Управляющему директору по Правовому Сопровождению и Управлению Активами передан функционал по корпоративному управлению деятельностью дочерних и зависимых организаций, организации работы корпоративных секретарей из Блока Управляющего директора по Производству, а также функционал по правовому сопровождению из Блока Управляющего директора по правовому сопровождению, обеспечению и рискам;
- Административный департамент передан из Блока Председателя Правления в Блок Управляющего директора по Обеспечению и Рискам.
Таким образом, обновленная организационная структура направлена на:
- эффективность принятия решений;
- увеличение продуктивности;
- оперативность принятия решений;
- организационную гибкость.