Управление закупочной деятельностью

GRI 3-3

Подход к управлению

Создание и развитие системы устойчивых закупок является одной из наиболее важных и приоритетных задач нашей Компании. Для этого мы постоянно усовершенствуем наши документы, внедряем инновации, автоматизируем процесс закупок и проводим обучение своего персонала.

Закупочная деятельность Компании основывается на принципах:

  • оптимального и эффективного расходования средств;
  • открытости и прозрачности, с соблюдением прав и/или законных интересов поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов тендера);
  • добросовестной конкуренции и недопущения сговора между участниками;
  • ответственности участников закупок;
  • недопущения коррупционных проявлений;
  • поддержки отечественных производителей товаров, отечественным постащикам работ и услуг если это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;
  • приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг;
  • предоставления равных возможностей поставщикам для участия в процедуре проведения закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом;
  • соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Документы, регулирующие закупочную деятельность Компании:

  • Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»17;
  • Порядок осуществления закупок АО «Самрук-Қазына» и и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления18.

Усовершенствование закупочных процедур осуществляет Уполномоченный орган по закупкам. Взаимоотношения с поставщиками и потенциальными поставщиками осуществляются в соответствии Законом и Порядком, после заключения договора взаимоотношения регулируются гражданским законодательством и договором. Все требования к качеству товаров, работ и услуг (ТРУ) устанавливаются технической спецификацией и договором. Договора в обязательном порядке предусматривают предоставление отчетности по доле внутристрановой ценности, штрафные санкции и иные отчеты.

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности закупочных процедур все закупки АО «Самрук-Энерго» проводятся на веб-портале закупок АО «Самрук-Казына» (zakup.sk.kz), предназначенном для проведения процедур закупок, сбора отчетности, оценки и квалификации поставщиков.

17 Решение Совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Протокол № 193 от 3 марта 2022 года.
18 Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» №47-VII ЗРК от 8 июня 2021 года.

Программа импортозамещения

Во исполнение стратегических задач по стимулированию развития национальной экономики, поставленных Главой государства и Правительством Республики Казахстан, АО «Самрук-Казына» ведется масштабная работа по созданию новых конкурентоспособных отечественных производств в сфере перерабатывающих отраслей промышленности.

В целях реализации данной задачи Фондом реализуется программа содействия созданию новых производств (импортозамещение) (Программа), ориентированная на импортозамещение товаров, закупаемых группой Фонда на постоянной основе.

Программа предусматривает заключение офтейк-­контрактов о закупках товаров. В рамках реализации Программы в 2023 году по Группе компаний АО «Самрук-Энерго» заключено 11 офтэйк-контрактов на общую сумму более 2,5 млрд тенге.

Заключено 11 офтэйк-контрактов на общую сумму более

2,5

млрд тенге

Категорийное управление закупками

GRI 2-6

Процесс управления категориями закупок предусматривает оптимизацию закупочной деятельности. В основе концепции категорийного управления закупками лежит снижение показателя совокупной стоимости владения — снижения затрат категории ТРУ на протяжении всего жизненного цикла ее владения, а не только прямые затраты на закупку, что позволяет выбирать наиболее современные и экономически эффективные решения. Внедряемые в закупочную деятельность изменения положительно влияют на закупочные цены и качество закупаемых ТРУ, а также способствуют развитию отечественных товаропроизводителей.

К примеру, в рамках реализации закупочной категорийной стратегии по категории закупок «Шины», осуществляется закупка крупногабаритных шин, устанавливаемых на карьерные самосвалы, которые задействованы при транспортировке вскрышных пород и угля на разрезе ТОО «Богатырь Комир». В 2023 году осуществлены закупки крупногабаритных шин с наибольшим гарантийным пробегом, что позволило снизить простои карьерных самосвалов и частоту замен шин. Данная инициатива не только дает возможность закупить качественные шины по оптимальным ценам, но и достичь высокий потенциал выгод.

За период внедрения закупочных категорийных стратегии достигнут фактический экономический эффект в размере 5,6 млрд тенге.

GRI 204-1, GRI 12: Coal Sector: 12.8.6

В 2023 году закупки у местных19 поставщиков составили

98%

19 Компания осуществляет свою деятельность на территории Казахстана, следовательно значительным местом деятельности является Республика Казахстан. Под «местным» компания подразумевает соответствующую территорию присутствия.

Доля поставщиков по Группе компаний АО «Самрук-Энерго»

Показатель Всего Местные поставщикии
Количество поставщиков, шт. 3 898 3 836
Сумма закупок, млрд тенге 269 263

Сумма заключенных договоров по Группе компаний АО «Самрук-Энерго» с поставщиками, млрд тенге

Показатель Сумма,
млрд тенге
Доля местных
поставщиков, %
Закупки, проведенные способом из одного источника 144 53
Закупки, проведенные способом запроса ценовых предложений 12 4
Закупки, проведенные способом открытого тендера 113 42

Доля внутристрановой ценности (местного содержания)20 (далее — ДВЦ), в поставленных ТРУ, млрд тенге

2020 2021 2022 2023
Показатель общая
сумма
поставки
% ДВЦ общая
сумма
поставки
% ДВЦ общая
сумма
поставки
% ДВЦ общая
сумма
поставки
% ДВЦ
Товары 168,78 79 187,63 89 174,89 78,42 145,78 66
Работы и услуги 104,66 79 144,45 93 127,06 93 207,57 92
Всего 273,44 332,08 301,95 353,35 81

20 Доля внутристрановой ценности (местного содержания) — процентное содержание стоимости оплаты труда граждан Республики Казахстан, задействованных в исполнении договора о закупках от общего фонда оплаты труда по данному договору, и (или) стоимости доли (долей) внутристранового происхождения, установленной в товаре (товарах) в соответствии с критериями достаточной переработки или полного производства резидентами Республики Казахстан от общей стоимости товара (товаров) по договору о закупках.

Снижение доли внутристрановой ценности в товарах связано с введением модели Единого закупщика электрической энергии в лице ТОО «РФЦ по поддержке ВИЭ» и невозможностью выделения казахстанской электроэнергии из общего объема закупок. Таким образом данные по ДВЦ представлены без закупок с применением особого порядка (электрической энергии).